ИЗ ДНЕВНИКА ПУТЕШЕСТВИЯ ЧЕРЕЗ ВЕРХНИЕ БЕРНСКИЕ АЛЬПЫ

ИЮЛЬ АВГУСТ 1796

Подойдя ближе к каким-то домам, мы увидели со стороны верхнюю часть водопада и, довольные, двинулись к нему через мокрые луга. На зеленой возвышенности напротив него мы совершенно промокли от водяной пыли, которую гнал навстречу рожденный водопадом ветер. Чтобы окинуть взором большую часть водопада, нужно спуститься по скользкой траве ниже, почти до края пропасти, в которую он низвергается. Отсюда и наслаждаются видом водопада, насколько далеко его можно видеть, и величественное зрелище вознаградило нас, конечно, за хлопоты неприятного дня. Сквозь узкое ущелье сверху тонкой струей пробивается вода, затем она отвесно падает более широкими волнами. В волнах, которые постоянно увлекают за собой взгляд зрителя и которые он не может ни фиксировать, ни проследить, настолько их вид, их образ, беспрестанно растворяясь, в каждое мгновение вытесняется новым, — в этом водопаде зритель видит постоянно одну и ту оке картину и в то же время видит, что она никогда не является той же самой. Волны, низвергаясь с большой высоты, наталкиваются на скалу, пенясь, пробиваются в три или четыре отверстия и потом стекаются и с грохотом устремляются в пропасть, в глубине которой вы не можете проследить их взглядом из-за скалы. Только в некотором отдалении виден клубящийся из ущелья дым, за который вы принимаете пену, разбрызгиваемую водопадом.

Майнерс правильно обратил внимание на этот водопад, но описание, как и картина, лишь в небольшой степени может заменить непосредственное созерцание. При описании воображение, уже хранящее в себе подобные образы, еще скорее может нарисовать целое; но картина, если она написана не очень искусно, может дать лишь слабое и недостаточное представление. Чувственное присутствие картины не позволяет воображению увеличить представленный предмет, оно схватывает его так, как он предстает перед взором. Это препятствует воображению сделать предмет больше: когда мы держим картину в руках или видим ее на стене, чувства могут соразмерять ее лишь с нашей величиной, с величиной окружающих ее предметов и находят ее слишком маленькой. Такая картина должна была бы быть настолько близко поднесена к глазам, чтобы можно было окинуть взором целое, чтобы нельзя было поместить рядом другие предметы и потерять таким образом полностью всякий масштаб. Кроме того, даже в лучшей картине отсутствует самое привлекательное и существенное в таком зрелище: вечная жизнь, ее необычайная подвижность. Картина может передать лишь часть всего впечатления, а именно лишь сходство с образом, обязательно присутствующее в определенных очертаниях и частях. Другая часть впечатления, вечное, неудержимое изменение каждой части, вечный распад каждой волны, пены, который всегда тянет за собой взор, не позволяет хотя бы на секунду удержать взгляд в одном направлении, — вся эта мощь, вся эта жизнь совершенно теряются…