Золотое сечение

ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ — система пропорциональных отношений, в которых целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей. Правило золотого сечения выражается формулой

c/a = a/b,
где с обозначает целое,
а — большую часть,
b — меньшую.

Принцип «золотого сечения» обнаруживается в формах живых организмов (например, в форме яблока или в форме улитки), пропорциях тела и органов человека, биоритмах головного мозга, строении плодородного слоя земли, статистике популяций, музыке, строении планетарных систем и системы Менделеева, микрокосмосе, в компонентах генного аппарата человека и животных и т.д.

Некоторые теоретики и художники эпохи Возрождения пытались доказать, что золотое сечение является основой идеальной красоты. Представители психологической эстетики также полагают, что подобное пропорциональное отношение воспринимается людьми эстетически, и здесь находится разгадка тайны красоты.

Развитие науки открыло крайне широкую сферу действия золотого сечения в истории архитектуры, прикладного искусства, дизайна и в то же время расширило сферу действия этой формулы пропорциональности на другие области бытия — не только видимого, но и слышимого (в сфере музыки).

Однако оказалось, что золотое сечение является далеко не единственным эстетически значимым пропорциональным отношением — и в природе и в архитектуре, и в других областях искусства эстетическое воздействие оказывают разнообразные принципы пропорциональности; в то же время нередко предметы, построенные по закону золотого сечения, оказываются эстетически нейтральными или даже производят отрицательное эстетическое впечатление.

Все это становится понятным, если учесть, что золотое сечение есть объективное математическое отношение, характеризующее строение формы предмета Однако при объяснении прекрасного необходимо учитывать и законы восприятия объективных свойств, предметов и явлений.

Последние исследования показали, что золотое сечение вписывается в широкую систему конкретных форм пропорциональности, охватывающую естественное (природное) и искусственное (архитектурное и т. п.) формообразование.