2. ОСОБЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭПОСА В СОБСТВЕННОМ СМЫСЛЕ СЛОВА

До сих пор с точки зрения общего характера эпической поэзии мы сначала кратко рассмотрели ее неполные виды, не являющиеся, однако, несмотря на свой эпический тон, целостными эпопеями, поскольку они не изображают ни состояния нации, ни какого-либо конкретного события в пределах всего этого мира. Но только последнее составляет адекватное содержание совершенного эпоса, основные черты и условия существования которого я только что охарактеризовал.

После этих предварительных соображений мы должны теперь отыскать особые требования, выводимые из самой природы эпического произведения. Но здесь перед нами встает та трудность, что в целом об этих специальных моментах можно сказать лишь немногое, так что нам пришлось бы сразу же входить в историю и рассматривать отдельные эпические творения разных народов. При огромном различии между народами и эпохами это давало бы мало надежды на какие-то согласованные результаты. Однако эта трудность устраняется тем, что из многих эпических Библий можно выделить одну, которая подтвердит все то, что можно установить относительно истинного основного характера эпоса в собственном смысле слова. Таковы гомеровские поэмы. На их примере я прежде всего и хочу показать те черты, которые, как мне кажется, составляют основные определения эпоса по самой природе вещей. Последние мы можем свести к следующим моментам.

Во-первых, встает вопрос, каким должно быть всеобщее состояние мира, на почве которого может быть адекватно изображено эпическое событие.

Во-вторых, каков характер самого этого индивидуального события, качественную сторону которого мы должны исследовать.

В-третьих, наконец, мы должны бросить взгляд на форму, в которой переплетаются и эпически завершаются обе эти стороны, образуя единство художественного произведения.