B. ПОЭТИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ

Первый круг, при бесконечном объеме которого нам пришлось довольствоваться немногими общими определениями, касался поэтического вообще, как содержания, так и восприятия и организации его в виде поэтического произведения искусства. Теперь вторую сторону составляет поэтическое выражение — представление в самой внутренней объективности слова как знака представления и музыка слова.

Какое отношение существует между поэтическим выражением вообще и способом изображения в других искусствах, это мы можем вывести уже из всего того, что было сказано выше о поэтическом. Слово и звучание слова — это не символ духовных представлений, не внешняя пространственность, адекватная внутреннему началу, как в телесных формах скульптуры и живописи, не музыкальное звучание всей души, а просто знак. Однако и эта сторона, будучи высказыванием поэтического представления, должна, в отличие от прозаического способа выражения, теоретически стать целью и выявиться в ее оформленности.

В этом плане можно с большей определенностью разграничить три основных момента.

Во-первых, кажется, что поэтическое выражение заключено только в словах и потому соотносится лишь с чисто языковым элементом. Однако поскольку сами слова представляют собой только знаки представлений, то подлинные истоки поэтического языка заключаются не в выборе отдельных слов, способе их связывания в предложения и развитые периоды, не в благозвучии, ритме, рифме и т. п., но в способе представления. Исходный момент для развитого выражения нам следует искать поэтому в развитом представлении, и первый наш вопрос будет относиться к той форме, которую должно принять представление, чтобы достигнуть поэтического выражения.

Во-вторых, представление, поэтическое в самом себе, становится объективным только в слове. Поэтому нам предстоит рассмотреть языковое выражение также и с его чисто языковой стороны, с точки зрения отличия поэтических слов от прозаических, поэтических оборотов речи от словосочетаний повседневной жизни и прозаического мышления, если для начала мы и будем абстрагироваться от слышания тех и других.

Наконец, в-третьих, поэзия есть действительная речь, звучащее слово, которое должно быть оформлено как со стороны своей временной длительности, так и со стороны своего реального звучания, нуждаясь в метре, ритме, благозвучии, рифме и пр.