2. МАТЕРИАЛ СКУЛЬПТУРЫ

Индивидуальность, составляющая основной принцип скульптуры, сделала возможным переход к обособлению как божественного, человеческого и природного начал, из которых пластика черпает свои предметы, так и способов изображения в отдельных статуях, группах и рельефах. Подобно этому мы должны показать такое же многообразное обособление и в материале, которым художник может воспользоваться для своих изображений. Ибо тот или иной вид содержания, тот или иной способ понимания ближе связан с тем или иным видом чувственного материала; между ними имеется тайная склонность друг к другу и внутренней взаимосвязанности.

Здесь я хочу сделать общее замечание о том, что, подобно тому как древние не превзойдены в изобретательности, так они вызывают в нас удивление изумительным совершенством и мастерством технического выполнения. Оба эти момента одинаково трудны в скульптуре, так как ее изобразительные средства лишены той внутренней многосторонности, которая имеется в распоряжении других искусств. Архитектура, правда, еще беднее, но она и не имеет задачи наглядно представить самый дух в его жизненности или пригодно живое начало в самой по себе неорганической материи. Однако это развитое мастерство, сказывающейся во всесторонней обработке материала, заключается в понятии самого идеала, так как он имеет своим принципом полную реализацию в чувственном бытии и слияние внутреннего с его внешним существованием. Поэтому одинаковый принцип проявляется также и там, где идеал доходит до воплощения и становится действительным.

В этом отношении мы не должны удивляться тому, что художники в эпохи большого технического совершенства создавали свои произведения из мрамора без глиняных моделей или же, имея их, все-таки приступали к делу гораздо свободнее и проще, «чем это бывает в наши дни, когда, строго говоря, делают лишь мраморные копии по оригиналам, изготовленным раньше в глине, называемым моделями» (Винкельман, т. V, стр. 389, прим.). Древние художники сохраняли при этом живое вдохновение, которое в большей или меньшей степени всегда теряется при повторениях и копиях, хотя нельзя отрицать того, что даже в знаменитых произведениях искусства попадаются кое-где отдельные неудачные детали, например неодинакового размера глаза, уши — одно выше или ниже другого, ноги не совсем одинаковой длины и т. д. Они подчас не придавали большого значения абсолютной точности в подобных вещах, как это склонна делать обыкновенная посредственность в творчестве и художественной критике, мнящая себя весьма основательной, однако не имеющая никаких других заслуг.

a) Дерево
b) Слоновая кость, золото, бронза и мрамор
c) Драгоценные камни и стекло