2. ОСОБЕННЫЕ СТОРОНЫ ИДЕАЛЬНОГО СКУЛЬПТУРНОГО ОБРАЗА КАК ТАКОВОГО

Обращаясь теперь к более конкретному рассмотрению главных моментов, имеющих значение в идеальном скульптурном облике, мы будем в основном следовать Винкельману, который с величайшим пониманием и чрезвычайно удачно показал особые формы и тот способ, которым они разрабатывались и воплощались греческими художниками так, что их статуи могут быть признаны идеалом скульптуры. Правда, жизненность их недоступна определениям рассудка, который в данном случае не в силах уловить особенное и проникнуть в него так, как в архитектуре. Но в целом, как мы видели, можно указать связь между свободным духовным содержанием и телесными формами.

Первое, наиболее общее различие, которое мы можем установить здесь, относится к тому определению скульптурного произведения вообще, согласно которому человеческий облик должен выражать духовное начало. Выражение духа, несмотря на то, что оно должно быть разлито во всем телесном явлении, ярче всего концентрируется в чертах лица; другие члены тела могут обнаруживать духовное начало, лишь получая ту или иную позу, которая должна проистекать из свободного в себе духа.

Рассмотрим, во-первых, идеальные формы головы человека, во-вторых, позы его тела и, в-третьих, изложим принцип изображения одежды.

a) Греческий профиль
b) Поза и движение тела
c) Одежда