1. ОБЩЕЕ РАЗВИТИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

Подобно тому как особенные художественные формы, взятые в качестве целостности, заключают в себе поступательное движение — развиваются от символического искусства к классическому и романтическому, — так, с одной стороны, аналогичное движение мы находим и в отдельных искусствах, поскольку сами художественные формы получают свое существование благодаря отдельным искусствам. Однако, с другой стороны, отдельные искусства независимо от объективируемых ими художественных форм имеют и в самих себе становление, развитие, которое в своем абстрактном отношении обще им всем. Каждое искусство переживает период расцвета, когда оно достигает полного развития как искусство; по ту сторону имеется предшествующий этому завершению период, по эту — период, за ним следующий. Создания всех искусств суть произведения духа. Поэтому они не являются непосредственно готовыми внутри определенной области, подобно образованиям природы, а представляют собой нечто начинающееся, движущееся вперед, достигающее завершений и заканчивающееся — рост, расцвет и разложение.

Эти абстрактные различия, развитие которых мы здесь вкратце намечаем, проявляются во всех искусствах, представляя собою то, что обыкновенно называют «строгим», «идеальным» и «приятным» стилем. Это те разнообразные художественные стили, которые отличаются друг от друга главным образом общими способами созерцания и изображения либо внешней формой, ее несвободой или свободой, простотой или перегруженностью деталями и т. д., вообще теми аспектами, где определенность содержания прорывается во внешнее явление, либо технической обработкой того чувственного материала, в котором искусство осуществляет свое содержание.

Существует обычный предрассудок, будто искусство начало с простого и естественного. В известном смысле можно согласиться с этим утверждением: грубое и дикое, конечно, более естественно и просто по сравнению с подлинным духом искусства. Однако естественность, жизненность и простота прекрасного искусства представляют собой нечто совершенно иное. Первоначальные стадии, простота и естественность которых адекватны грубости, еще не принадлежат области искусства и красоты; так, например, дети делают простые фигурки и двумя-тремя нескладными черточками изображают человека, коня и т. д. Красота же в качестве произведения духа нуждается, даже для начальных ее стадий, в разработанной технике, требует многократных попыток и упражнений. Простое как простота прекрасного, идеальное величие представляет собой, скорее, результат. Только после многосторонних опосредствований удается преодолеть разнообразное, пестрое, запутанное, чрезмерное, тягостное и в этой победе спрятать и уничтожить всю подготовительную работу, так что теперь кажется, будто свободная красота возникла совершенно беспрепятственно, как из одного слитка. Можно провести параллель с манерами образованного человека, который во всем, что он говорит и делает, ведет себя совершенно просто, свободно и естественно; однако он обладает этой простой свободой не с самого начала, а достиг ее только в результате законченного воспитания.

Поэтому согласно и природе вещей и действительной истории искусство в начальных его стадиях бывает, скорее, искусственным и тяжеловесным. Оно часто увлекается второстепенными подробностями; ему вообще нелегко дается разработка облика и окружающих предметов; чем сложнее и многообразнее это внешнее бытие, тем проще оказывается то, что выражается, то есть тем более скудным является истинно свободное, живое выражение духовного в его формах и движениях.

Первые древнейшие произведения искусства, рассматриваемые с этой стороны, оказываются во всех отдельных искусствах наиболее абстрактными по своему содержанию. Это простые истории, выраженные в поэтической форме, смутные теогонии с отвлеченными, не вполне развитыми мыслями, изваяния отдельных святых из камня и дерева и т. д. Изображение здесь носит нескладный, негибкий, сухой характер. Особенно в изобразительных искусствах выражение лица тупо; в его покое нет следа духовно глубокой задумчивости, а выражается животная пустота или же, наоборот, наиболее характерные черты резки и преувеличены. И точно так же формы тела и его движения мертвенны, руки, например, слиты с туловищем, ноги не отделены друг от друга или движутся неловко, угловато, резко, да и вообще фигуры бесформенны, сдавленны, чрезмерно худы и длинны.

Наоборот, внешние элементы — одежда, волосы, оружие и другие украшения — изображаются с большой любовью и старанием. Но складки платья остаются неуклюжими и самостоятельными, не подчиняясь формам тела, — это часто можно видеть на ранних изображениях Марии и святых, — они располагаются или с однообразной правильностью, или резкими углами, не сливаясь, а широко располагаясь в пространстве. Подобно этому и первые поэтические произведения отрывочны, бессвязны, монотонны, в них абстрактно господствует только одно представление или чувство, или же они дики, резки; отдельные детали нечетко сплетены, и целое еще не доведено до прочной внутренней организации.

a) Строгий стиль
b) Идеальный стиль
c) Приятный стиль