Субстанция

СУБСТАНЦИЯ (лат. substantia — то, что лежит в основе; сущность, от substo — существую, нахожусь в наличии) — одна из важнейших категорий домарксовской философии, обозначающая, в противоположность изменчивым свойствам отдельных вещей, неизменную основу всего существующего. Древнегреческие материалисты Фалес, Анаксимен, Гераклит и др. считали субстанциальной основой природы ту или иную конкретную стихию: воду, воздух, огонь и т. п. В новое время французский учёный Р. Декарт все явления материального мира объединил понятием материальной субстанции, а все явления, связанные с духовной деятельностью человека, — понятием духовной субстанции. Эти дуалистические представления Декарта были в значительной степени преодолены голландским материалистом Б. Спинозой, выдвинувшим учение о единой, по существу материальной, субстанции, лежащей в основе всех явлений. Последовательно-идеалистическое учение о субстанции разработал Г. Гегель, который исходил из тождества мышления и бытия на основе саморазвивающейся «абсолютной идеи», лежащей в основе всех без исключения явлений. Одной из форм отрицания материального единства мира является популярное в современной философии учение о бесконечной множественности субстанции (т. н. плюрализм У. Джемса и сходные с этим утверждения персоналистов, использовавших идеи Г. Лейбница о монадах как единичных, силовых, субстанциальных точках).

Диалектический материализм отвергает саму постановку вопроса о «неизменной сущности вещей» как метафизическую. Когда речь идёт об обозначении объективной реальности, бытия, первичного, основы всего существующего, то, как указывал В. И. Ленин, более точным и ясным понятием является понятие «материя», нежели понятие «субстанция» (см. Соч., 4 изд., т. 14, стр. 157).