Сократ

СОКРАТ (469 — 399 до н.э.) — древнегреческий философ-идеалист. Выступил в Афинах с устным изложением своего учения и объединил вокруг себя многочисленную группу учеников, часть которых (Алкивиад, Критий и др.) была враждебно настроена к политическому укладу афинской демократии. Высказывания Сократа и его учеников, направленные против выборности государственно-важных должностей, и общий критический дух учения Сократа, отвергавшего многие общепризнанные воззрения, как необоснованные и внутренне-противоречивые, сделали проповеди Сократа опасными в глазах демократических правителей Афин.

sokrat

Сократ был привлечён к суду по обвинению в совращении молодёжи, неуважении к старо-отеческой религии и приговорён к смертной казни. И умер, выпив кубок яда.

Сократа не оставил никаких литературных произведений. Сведения об учении Сократа оставили его современники — Ксенофонт, Платон и позднее Аристотель.

Сократ был одновременно и завершителем софистики (см. Софисты) и борцом против неё. Так же как и софисты, Сократ перенёс центр тяжести философских исследований на вопросы нравственности. Он отрицал необходимость изучения происхождения и строения мироздания, считая, что решение этих вопросов недоступно человеческому познанию.

Сократ считал, что философия должна быть учением о том, как следует жить, а жизнь есть искусство, для совершенства в котором необходимо знание. Знание Сократ определял как усмотрение общего для целого ряда вещей или их признаков. Знание выражается в понятии о предмете и есть определение предмета, основывающееся не только па усмотрении общности, по также и па усмотрении различия между предметами.

Сократ считал, что предметом познания может быть только то, что осуществляется целесообразной деятельностью человека и подлежит его власти. Наиболее подвластна человеку деятельность его души. Поэтому главной задачей познания Сократ провозгласил самопознание, толкуя в этом смысле формулу дельфийского оракула: «Познай самого себя». Этика Сократа тесно связана с рационализмом его понятий о знании. Деятельность человека, согласно Сократа, всецело определяется его понятиями о благе и вытекающими из этих понятий целями, которые человек ставит перед собой.

Сократ утверждал, что никто не может ни заблуждаться, ни дурно поступать по доброй воле: кто знает истинную цель, тот не может не следовать ей.

Основными добродетелями Сократ считал:

  1. умеренность (знание того, как обуздывать страсти),
  2. храбрость (знание того, как преодолевать опасности),
  3. справедливость (знание того, как соблюдать божественные и человеческие законы).

По свидетельству современников и учеников, Сократ производил огромное впечатление силой своей «диалектики» — искусством вести мысль к познанию предмета через раскрытие противоречий в несовершенных понятиях о предмете,— иронией, неутомимостью в исследовании поставленных вопросов, искусством изобличения сбивчивых положений и мастерским расчленением вопросов.

Образ Сократа, нарисованный в диалогах Платона, есть образ идеального искателя истины.

Некоторые ученики Сократа, достигши философской зрелости, основали собственные школы (см. Сократические школы). Учение Сократа явилось одним из источников идеализма в античной философии и было развито учеником Сократа — Платоном (см. Платон).

Сократ принадлежит видная роль в развитии древнегреческих учений о воспитании. В этой области, так же как и в области философии, Сократ выступил одновременно как продолжатель софистики и как убеждённый её противник. Он отстаивал практическую цель воспитания и обучения. Хорошо обученный и воспитанный человек есть, по Сократу, человек, подготовленный к практической деятельности. Условием достижения такой подготовки Сократ считал самопознание, а также выявление и развитие данных от природы каждому человеку способностей к исследованию вопросов и понятий этики. Из практики воспитании и обучения должен быть исключён всякий догматизм. В связи с этим Сократ отказался от лекции как формы обучения, принятой у софистов, и заменил её беседой или спором. В ходе беседы происходит выяснение несостоятельности догматически усвоенной точки зрения и наведение ума обучаемого на истинное понятие. Важной чертой сократовской педагогики было отрицание принуждения, насилия. Единственным средством обучения и воспитания Сократ признавал убеждение. С возникновением в 17 веке рационализма принципы сократовской дидактики получили развитие в рационалистических учениях этого времени, например в «Великой дидактике» чешского мыслителя Я. А. Коменского.