Синтоизм

СИНТОИЗМ (япон. синто, буквально — путь (учение) богов) — религия, сложившаяся в Японии. В своей наиболее ранней форме в условиях первобытно-общинного строя синтоизм являлся совокупностью представлений о существовании всевозможных «богов» (нами), которые олицетворялись животными (гл. обр. лисицами), растениями, камнями, явлениями природы, и о людях — живых и особенно умерших, обладавших чудесной силой. Об этой ранней форме синтоизм можно судить по сохранившимся и до новейшего времени в японской деревне верованиям и местным культам.

В условиях складывавшегося земледельческого хозяйства при развитом родовом строе существовавшие ранее представления о добрых и злых духах приняли форму представлений о силах, содействующих и мешающих земледелию. На этой почве создались ранние обрядовые формы (мацури) в виде ритуалов, состоящих из песен-плясок, жертвоприношений-пиршеств и словесных обращений к богам. Эти обращения под названием норито (молений) дошли до нас в записях 10 в. Их содержание свидетельствует о связи этих верований с земледелием (например, тосигои-но мацури — моление об урожае).

Для многих норито характерно содержащееся в них требование охраны появившейся собственности отдельных семей на поля и охраны отдельной семьи (норито «Охараи»); некоторые норито направлены на поддержание родоплеменного объединения (норито «Идзумо-но ками-но ёгото»).

В эту эпоху в верованиях японцев произошло слияние божеств природы с божествами в образе людей и образовалась иерархия богов по образу родоплеменной иерархии: образ божества солнца — Аматерасу (сложившийся еще в эпоху матриархата), соединился с образом родоначальника всего племени. Появились понятие «скверны» (кэгарэ), т. е. греха, под которым подразумевались действия, нарушающие сложившийся в интересах верхнего слоя родового общества социальный порядок, и идея «очищения» (хараи), т. е. снятия этих грехов.

В памятниках япон. письменности 8 — начала 9 вв. (Кодзики, Нихонги, Кудзики, Кого сюй) изложена мифология, отражающая синтонизм этой эпохи. В дальнейшем, особенно в 9 — 11 вв., в синтонизм вошли элементы распространявшейся в это время в Японии китайской народной религии, особенно т. н. «учения об Инь и Ян» (двух противоположных силах — добра и зла) и «учения о пяти стихиях» (пяти элементах материальной природы: вода, огонь, дерево, металл, земля); почти целиком на этой почве появились распространённые в Японии и до последнего времени гадания о «счастливом» дне для начала дел, постройки, переезда.

В 9—10 вв. в связи с распространением в Японии буддизма, который начал проникать в Японию в 6 в., сопутствуя установлению в ней феодальных отношений, в синтонизм стали входить и буддийские элементы. Буддийские проповедники пытались подчинить себе и традиционные религиозные представления народных масс. Они объявили, что божества синтонизма есть явления (гонгэн) на япон. земле различных будд и бодисатв (богиня Аматерасу была объявлена явлением будды Амитаба и т. д.). Окончательное формирование такого преобразованного на буддийский лад С. относится к 12 в.

В последний период япон. феодализма (17—19 вв.) вокруг синтонизма развернулась ожесточённая борьба. В связи с тем, что во время правления в Японии феодального дома Токугава (1603—1867) официальным государственным учением стало конфуцианство, обнаружилось стремление овладеть народными верованиями путём навязывания им конфуцианского содержания — рационалистического толкования в духе понятий традиционной китайской философии. На этой почве образовались различные толки синтонизма, из которых наиболее влиятельным был т. н. Йосида-синто. С другой стороны, феодальная оппозиция, представленная мелкими феодалами и служилым слоем, объективно действуя в интересах усиливавшейся буржуазии, в своей борьбе против дома Токугава стремилась в качестве идейного оружия противопоставить официальному конфуцианству «подлинный», «чисто японский» синтонизм. Началось усиленное изучение старых памятников с целью извлечения из них этого «подлинного» синтонизма, очищения его от буддийских и конфуцианских примесей. Главным деятелем в этом направлении был Ацутанэ Хирата (1776— 1843).

После т. н. революции Мэйдзи (незавершённой буржуазной революции 1867—68) правительство Японии в 1868 объявило синтонизм государственной религией (которой он являлся до 1946). На первое место при этом правящими кругами были выдвинуты те элементы мифологии синтонизма, которые могли послужить опорой учения об императоре как о главе «общей семьи» японцев, о божественном происхождении всего народа и в первую очередь императора — «потомка» богини Аматерасу. В капиталистической Японии синтонизм стал использоваться реакцией для пропаганды монархизма, шовинистической концепции «исключительности» японского народа и его истории и превратился в важное идеологическое орудие в руках япон. милитаристов. С особой силой эта роль синтонизма проявилась в годы подготовки ко второй мировой войне и во время её. Поражение Японии заставило правящие круги отказаться от тезиса о божественном происхождении императорской династии.