Сатирическое

САТИРИЧЕСКОЕ (от лат. satira — букв, смесь) — эстетический термин, обозначающий один из видов комического, сущность которого состоит в том, что путем использования художественных приемов и средств достигается уничтожающая критика пороков, нелепостей и противоречий социальной действительности. Часто это делается в преувеличенно подчеркнутом, иногда в гротескном виде. Объектом сатирического, как особого жанра искусства в каждую эпоху являются негативные общественные явления. Сатирическое всегда нацелено на современные явления и современных людей. Содержание произведений разнообразно: сатира может быть политической, моральной, религиозной и т. д. Критика всегда ведется с позиций определенного идеала, хотя он, как правило, непосредственно не выражен.

В античности сатирическим называли смесь прозы и стихов; в Риме, где она получила подлинный расцвет, сатира сформировалась в самостоятельный жанр, в котором использовались песни, танец, мим. Образцы сатирического искусства были созданы Горацием, Ювеналом.

Сатирический характер носили также эпиграммы Марциала, роман «Сатирикон» Петрония, «Золотой осел» Апулея, диалоги Лукиана. В средние века т. наз. народная смеховая культура также широко включала элементы сатирического. В эпоху Возрождения основным объектом сатирического искусства становятся средневековые наука, церковь, отживающая феодальная идеология. В. Шекспир, Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, М. Сервантес, Ж. Мольер в своих произведениях «весело расстаются», по выражению Маркса, со средневековым прошлым. Острым сатирическим видением окружающей действительности обладали Свифт, Вольтер, А. Франс и др.

В России примеры сатирического известны издревле. Аналогом европейской «смеховой культуры» было скоморошество. Хотя оно официально было искоренено как культурное явление в середине XVII в., скоморошество оказало значительное влияние на последующее развитие профессионального искусства и литературы, в особенности на произведения сатирического характера. Искусство сатиры в России было острым и широко распространенным, несущим обличительный пафос: «Повесть о Шемякином суде», «Повесть о Ерше Ершовиче» и др. произведения XVII в.; особенно в произведениях писателей XVIII — XIX вв. (Фонвизин, Гоголь, Салтыков-Щедрин и др.), художников (П. А. Федотов и др.), композиторов (А С. Даргомыжский, М. П. Мусоргский и др.).

Важное место сатирическое занимало в советском искусстве. Сразу после революции перед искусством встали новые задачи борьбы с классовым врагом, буржуазными пережитками, защиты завоеваний нового социалистического строя. На решение этих задач была направлена сатирическая деятельность В. Маяковского, Д. Бедного, И. Ильфа, Е. Петрова и др. Во время Великой Отечественной войны особое значение приобрела политическая сатира. Сатирическое как особый вид комического не теряет своего значения и для современности, он широко используемся в искусстве.