Род

РОД поэтический — категория, отражающая, главным образом, соответствующие черты в рамках художественной литературы. Здесь уже в античной Греции сложились такие широкие родовые образования, как эпос, лирика и драма. В эстетической теории в основу родовых делений брались различные признаки: способ «подражания» действительности (Аристотель), специфическая форма выражения (Платон), тип жизненного содержания (Шиллер), соотношение объективного и субъективного (Гегель). Гегелевское понимание эпоса, лирики и драмы как синтеза объективного и субъективного получило развитие у Белинского на основе обобщения опыта реалистического искусства. В XX в. появляются многочисленные попытки определить род по формальному признаку, например психологическому (преобладание мысли, чувства, воли), а также тенденции отрицания родовых значений (Б. Кроче).

Родовые формы носят содержательный характер. В их основе лежит потребность в художественном освоении определенных типов жизненных связей и отношений, определенного соотношения личности и действительности, в выражении особого характера мироощущения (эпического, лирического, драматического).

В эпической литературе акцентируется объективность выражения жизни, действительность отражается широко и многоаспектно. Эпос направлен в первую очередь на освоение действительности в ее целостности, на постижение полноты бытия, проявляющейся в каждом конкретном событии. Отсюда такие «формальные» признаки эпоса, как повествовательность, сюжетность, описательность, некоторая замедленность в развертывании действия.

Лирика раскрывает внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств. Она раскрывает действительность лишь через ее преломление во внутреннем мире человека и в этом смысле — субъективна.

Драма — особый род литературы, ориентированный в первую очередь не на чтение, а на сценическое воплощение. Она возникла из потребности художественно-адекватного постижения драматического аспекта жизни. Основой драмы служит такой конфликт, который носит драматический характер, т. е. ведет к кризису, к разрушению исходной исторической ситуации. В драме с наибольшей полнотой проявляется динамизм общественной жизни. Отсюда диалогическая форма, где каждое слово — поступок, свершение, каждая фраза — активное воздействие на другого человека. Т. о. драма объединяет в себе показ внешних событий и раскрывает внутренний мир персонажей. Роды искусства, сложившись, функционируют на протяжении всей истории, однако на различных этапах играют различную роль. Каждая эпоха имеет свою не только жанровую, но и родовую доминанту: на каждом данном отрезке лишь один из родов выступал в своей классической форме.

Роды раскрываются и реализуются в системе, притом различные эпохи с наибольшей полнотой выражают родовые черты, выступают как бы представителем рода. Они формируются, развиваются, модифицируются под воздействием других видов и родов искусства. Лирическая поэзия сформировалась под существенным воздействием музыкального творчества, драма — под действием искусства актера, сюжетная живопись сегодня испытывает существенное влияние художественной фотографии и киноискусства. Взаимодействие родовых форм — одна из ведущих тенденций современного прогрессивного искусства (синтез эпических и драматических элементов в искусстве Брехта, взаимопроникновение эпоса и лирики у Маяковского).

Род прежде всего литературоведческая категория, но она может быть перенесена и на некоторые другие искусства и в связи с этим приобретает более широкий общеэстетический характер.