Произведение художественное

ПРОИЗВЕДЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ результат творчества и сфере искусства и предмет художественного восприятия, специфической человеческой деятельности. Художественное произведение обладает определенным уровнем законченности и выразительности, соответствия полноценного содержания и формы, способностью воздействовать на зрителя, слушателя, читателя.

Граница между произведением искусства и продуктом природы не всегда отчетливо обозначена (в садово-парковом творчестве, зодчестве, монументально- мемориальных памятниках и т. д.). Противоположностью подлинного искусства являются произведения псевдоискусства: низкого художественного качества, дурного, вульгарного вкуса (см. Кич); иллюстративно-рационалистические подделки под искусство. С другой стороны, высокое качество предметов утилитарно-прикладного характера может приблизить их к разряду произведений искусства.

Принципы создания художественного произведения исторически меняются: наряду с классической уравновешенностью и соразмерностью в искусстве есть немало произведений с ярко выделенной образно-смысловой и формально доминантой, оттеняющей другие компоненты в силу определенной содержательно-экспрессивной задачи; наряду с ярко выраженной законченностью и отшлифованностью в деталях художественной выразительностью обладает и произведение со следами внешней незавершенности и некоторой неотделанности (сравнить ранних и поздних Микеланджело и Ге). Классически эстетика утверждала, что целостность искусства должна производить впечатление естественности и непреднамеренности а произведение восприниматься как нечто сделанное и одновременно как естественно природное, непроизвольное явление. Не случайно возникла аналогия между феноменом художественное произведение и живым организмом.

В эстетике XX в. особый интерес исследователей вызвала проблема способов существования отдельного произведения искусства и его идентичности самому себе. Решая данную проблему, некоторые теоретики, исследующие сферу материальной культуры (архитектуры, прикладного искусства, дизайна), а также «формальная» школа в литературоведении, конструктивисты, лефовцы, представители западноевропейской т. наз. «измерительной эстетики» акцентировали внимание на вещно сделанной стороне произведения искусства. Тем самым художественную форму поставили в абсолютную зависимость от материала, оторвав ее от социально-ценностных сторон жизни. Другой крайностью является догма идеалистической эстетики, феноменологии, экзистенциализма, т. наз. «новой критики» и «теории интерпретации» о чисто духовном бытии художественного произведения.

Произведение искусства как эстетический объект принадлежит своей вещной основе и вместе с тем выходит за ее пределы. Его самостоятельность по отношению к материальному носителю относительна, а отнюдь не абсолютна. Т. о., художественное произведение — особый социально-культурный предмет или процесс материально-духовного порядка, в котором зафиксированы результаты специфической духовно-практической и познавательно ценностной деятельности.