Платон

ПЛАТОН (прозвище; от греч. πλάτων; — широкий; настоящее имя — Аристокл; 427—347 до н. э.) — древнегреческий философ-идеалист, идеолог рабовладельческой аристократии. Сын родовитого афинского гражданина. Ученик Сократа. Вскоре после смерти своего учителя Платон уехал из Афин в Мегару, а затем посетил Египет и некоторое время жил в Южной Италии и Сицилии, где общался с представителями пифагорейской школы. По возвращении в Афины (ок. 387 до н. э.) Платон основал школу, получившую название Академии. От Платон до нас дошли многочисленные философские произведения, написанные в форме диалогов, и собрание писем. Часть этих произведений принадлежит не Платон, а представителям его школы.

platon

В первый период деятельности Платон написал ряд диалогов, развивавших учение Сократа и получивших вследствие этого название «сократических». В зрелый период им было написано «Государство». К позднейшим сочинениям относятся диалоги, обнаруживающие влияние пифагорейцев («Тимей», «Законы» и др.).

Учение Платона охватывает широкий круг вопросов о мире и его происхождении, о душе, о познании, об обществе, о разделении труда, о воспитании, об искусстве и т. д. Богатство проблематики учения Платона и мастерская художественная форма изложения некоторых диалогов выдвинули его на одно из первых мест в ряду представителей философского идеализма.

Философия Платона — объективный идеализм. Согласно его учению, мир чувственных вещей не есть мир подлинно сущего; чувственные вещи непрерывно изменяются, возникают и погибают. Всем, что в них есть подлинно сущего, чувственные вещи обязаны своим бестелесным, нечувственным прообразам, постигаемым умом. Эти прообразы вещей Платона называл «видами» или «идеями», которые вечны, неизменны, безотносительны, не зависят от условий пространства и времени. По отношению к чувственным вещам «виды» («идеи») являются одновременно и их причинами и образцами, по которым были созданы эти вощи, и целями, к которым стремятся существа чувственного мира. Так как чувственные вещи лишены истинного существования, изменчивы, преходящи, то они обусловлены не только истинным бытием («идеями»), но и «небытием», которое Платон отождествляет с «материей» — областью непрекращающегося движения, возникновения и изменения. «Материя» превращает единство каждого постигаемого умом «вида» во множество чувственных вещей, обособленных друг от друга по занимаемому ими в пространстве месту. Область «идей» представляет, по Платону, систему, подобную пирамиде: на вершине пребывают «идея» блага, до которой ум едва может коснуться и которая сообщает предметам не только способность быть познаваемыми, но и способность существовать.

Учение об «идее» блага сообщает идеализму Платона телеологический характер, т. к. благо объявляется не только верховной причиной, но вместе с тем и целью бытия. Чувственный мир, по Платону, есть «среднее» между миром бестелесных «идей» и миром «небытия», или «материи».

Проводя линию идеализма в вопросах теории познания, Платон метафизически противопоставил друг другу ощущения и теоретическое мышление и утверждал, что чувства не могут быть источником истинного знания, что оно доступно только разуму. Истинное знание состоит в припоминании бессмертной душой мира идей, созерцавшегося ею до вселения в смертное тело. Различию областей бытия соответствует различие родов знания. «Идеи» познаются посредством умозрения, математические отношения — посредством размышления, чувственные вещи — путём «веры», отображения чувственных вещей — путём «уподобления». «Уподобление» и «веру» Платон считал видами недостоверного «мнения». Методом, возбуждающим в душе воспоминания об идеях, Платон считал диалектику, которую он понимал как метод познания сущего путём восхождения от многого к единому и нисхождения от единого ко многому. Влияние пифагорейцев сказалось в разработке Платона учения о мире. В центре этого учения — мистические представления о мировой душе и о перевоплощении отдельных душ.

В своих политических, педагогических и других взглядах Платон исходил из признания рабовладельческого строя в качестве необходимой основы совершенного общества. Идеальное государство, по мнению Платона, должно основываться на разделении труда между разрядами свободных граждан [

  1. правители (философы),
  2. воины (стражи),
  3. ремесленники и земледельцы],

обеспечивающем наиболее полезное для общества (по сути для господствующего класса) выполнение каждым разрядом его специальной деятельности. Каждый разряд, по мнению Платона, должен быть строго ограничен выполнением своих обязанностей и должен воздерживаться от вмешательства в функции других разрядов. К. Маркс показал, что идеальное государство Платона, основанное на разделении труда, в котором Платон видел «основной принцип строения государства», «представляет собою лишь афинскую идеализацию египетского кастового строя» (Маркс К., Капитал, т. 1, 1953, стр. 375). Так как частная собственность и семья представлялись Платону источником общественных противоречий, то в своём проекте идеального государства Платон лишил стражей собственности и семьи с тем, чтобы они всецело заботились об охране государства. Платон развил также учение о государственном воспитании детей и граждан, согласно которому с 3 до 6 лет дети посещают организованные государством при храмах дошкольные площадки, где с ними проводятся игры, пение и т. п. Уже здесь детям внушается почтение к богам, презрение к рабам.

С 7 до 12 лет дети учатся в государственной школе (чтение, письмо, счёт, музыка); с 12—13 до 15—16 лет—в школе физического воспитания (см. Палестра).

С 16 до 18 лет юноши изучают арифметику, геометрию, астрономию, преимущественно с военными целями, и с 18 до 20 лет проходят предварительную военную подготовку (см. Эфебия). Большая часть из них становится воинами, а наиболее одарённые получают в возрасте до 30—35 лет философское образование и занимают после этого руководящие должности в государстве. Девочки также проходят первоначальное и военное обучение для того, чтобы держать в повиновении рабов, когда воины отправятся на войну. К физическому труду Платон относился с презрением. Воинам и философам и тем, кто готовится стать ими, запрещено не только заниматься физическим трудом, но даже и думать о нём. Платон выступал против того, чтобы рабы получали образование.

В учении Платона древнегреческий идеализм впервые складывается в мировоззрение и сознательно противопоставляет себя материализму. С этого времени материализм и идеализм образуют уже вполне оформившуюся противоположность двух основных направлений в развитии философии. Учение Платона, нашедшее своё продолжение в неоплатонизме, стало источником многих реакционных, антинаучных, мистических концепций.