Мотивировка в искусстве

МОТИВИРОВКА В ИСКУССТВЕ (от фр. motiver — мотивировать: приводить мотивы причинные и др. законосообразные объяснения поступков, решений, высказываемых положений и т. п.) — категория эстетического анализа искусства, отражающая отношения детерминации, закономерной обусловленности одних сторон и элементов художественного произведения другими.

Мотивированность поступков героя, его характера, изображаемых событий, эпизодов традиционно обобщаются понятием «художественная причинность». Принцип художественной причинности, начиная со второй половины XVIII в., прочно закрепился в арсенале теоретического искусствознания и занял в эстетике реализма центральное место. Содержание и форма причинных мотивировок соответствуют принципам определенного творческого метода и стиля, характеру конкретно решаемых идейно-художественных задач. Различают мотивировки реалистические и романтические; социальные, психологические, «биологические»; жизнеподобные, фантастические, «двойные». Подобная мотивировка в искусстве обращена к эстетическому восприятию и создается с учетом его требований (сочетание неожиданности и мотивированности, постепенная подготовка к восприятию данного мотивировочного звена и др.).

Другие виды мотивировки в искусстве выражают собой причинные связи, существующие между элементами художественной структуры. Понятие композиционной мотивировки отражает обусловленность данного компонента произведения выполнением определенной композиционной функции. Например, нарочито заземленный эпилог «Медеи» Ж. Ануйя мотивирован прежде всего композиционно: торжество слабых и пошлых после гибели сильных не снимает накал трагизма, а усиливает его. « Мотивировка приема» означает обусловленность использования данного художественного приема выполняемой им функцией, подчиненной идейно эстетическому замыслу художника.

Обобщением других видов мотивировки в искусстве является общехудожественный принцип «мотивированности формы содержанием», который часто сознательно нарушается в «заумных», формалистических, алогичных произведениях авангардистского, модернистского искусства.