Метафизика

МЕТАФИЗИКА — антидиалектический способ мышления и метод познания, рассматривающий вещи и явления как оторванные, независимые друг от друга, как законченные, неизменные, раз навсегда данные, отрицающий внутреннюю противоречивость предметов и явлений. Метафизический метод мышления был исторически неизбежной ступенью в развитии человеческого познания. Возникновение и развитие капиталистического способа производства потребовало развития естественных наук. Первым и обязательным этапом в развитии естествознания было разложение природы на её отдельные части, разделение природных явлений на определённые классы, описание предметов и явлений, из которых состоит природа. Осуществление этой задачи обусловило выдающиеся успехи естествознания со второй половины 15 в. Но этот способ изучения создал привычку рассматривать вещи и процессы природы в их обособленности, вне их общей связи, и в силу этого — не в движении, а в неподвижном состоянии, не как изменяющиеся существенным образом, а как неизменные, не живыми, а мёртвыми. «Перенесенный Бэконом и Локком из естествознания в философию, этот способ понимания создал специфическую ограниченность последних столетий — метафизический способ мышления» (Энгельс Ф., Анти-Дюринг, 1953, стр. 21).

В философии вплоть до конца 18 в. термин «метафизика» применялся не в смысле антидиалектического метода мышления, а как название особой, притом основной, части философии, где исследуются якобы высшие, недоступные органам чувств, выходящие за пределы опыта начала всего существующего (субстанциальная «первооснова» мира, бог, душа и т. п.). Исторически это значение термина «метафизика» связано с тем, что «Метафизикой» (греч. — то, что следует после физики) в Древней Греции была названа группа трактатов Аристотеля, помещённая в собрании Андроника Родосского (1 в. до н. э.) после книг, составляющих «Физику» Аристотеля. Так как в этих трактатах (т. е. в «Метафизике») излагались рассуждения об умозрительно постигаемых началах бытия, то впоследствии возник обычай обозначать термином «метафизика» все подобные рассуждения. Начиная с «Философского лексикона» (1613) немецкого философа Р. Гоклениуса, наряду с термином «метафизика» стал применяться термин «онтология» [новолат. ontologia (от греч. — сущее и — наука) — учение о сущем, о бытии]. Во 2-й половине 19 в. буржуазные философы-идеалисты, стремясь придать научный вид своим философским теориям, стали избегать применения к ним термина «метафизика», ставшего синонимом схоластических построений, и отдавать предпочтение термину «онтология» для обозначения соответственных частей своих идеалистических теорий. В то же время философы- идеалисты, бессильные поколебать истинность материализма и стремясь дискредитировать его, клеветнически назвали материализм «метафизикой», т. к. якобы признание существования внешнего мира, независимого от сознания человека, есть выход за пределы опыта. В такого рода измышлениях с особым усердием изощрялись махисты. В. И. Ленин в книге «Материализм и эмпириокритицизм» (1908, изд. 1909) разоблачил эту клевету на материализм и показал, что основное положение материализма обосновано всем опытом человечества, всей его общественной практикой, всем развитием науки.

Термин «метафизика» в смысле «антидиалектика» впервые употребил Г. Гегель, но это значение термина не получило у него как идеалиста должного обоснования и правильного раскрытия. Подлинно научная критика метафизического метода мышления впервые была дана марксизмом. К. Маркс и Ф. Энгельс, обобщая данные наук и опыт общественного развития, показали слабость, неудовлетворительность метафизического метода мышления и противопоставили метафизике научный метод материалистической диалектики. В. И. Ленин продолжил и углубил критику метафизики и показал, что с распространением идеи развития метафизика не исчезла, а «приспособилась» к новым условиям, что метафизика буржуазной науки и философии теперь зачастую проявляется не в отрицании развития, как это было в 18 в., а в том, что развитие признаётся, но толкуется извращённо, как простой рост без возникновения качественно нового. «С „принципом развития“ в XX веке (да и в конце XIX века) „согласны все“.— Да, но это поверхностное, непродуманное, случайное, филистерское „согласие“ есть того рода согласие, которым душат и опошляют истину» (Ленин В. И., Философские тетради, 1947, стр. 239). Метафизическое толкование развития ведёт к признанию бога, разума, духа и т. п. источником движения, двигательной силой развития, т. е. ведёт к идеализму. В своих философских тетрадях В. И. Ленин высказал глубокую и важную мысль о метафизическом характере решения основного вопроса философии идеализмом: «Сторонник диалектики, Гегель, не сумел понять диалектического перехода о т материи к движению, о т материи к сознанию — второе особенно»; «Диалектичен не только переход от материи к сознанию, но и от ощущения к мысли etc.» (там же, стр. 264).