Маньеризм

МАНЬЕРИЗМ (от итал. manierismo — вычурность, манерность, жеманность) — направление в художественной культуре Италии XVI в., отразившее кризис гуманистического искусства Возрождения и получившее определенное распространение в других странах Европы. В Италии представителями маньеризма считают живописцев А. Бронзино, Я. Понтормо, Ф. Пармиджанино, архитекторов Д. Вазари, В. Буонталенти, скульптора Бенвенуто Челлини.

Данное направление сложилось в условиях наступления феодально-католической реакции. Не случайно творчество некоторых представителей маньеризма непосредственно смыкалось с религиозно-мистическими течениями того времени.

portret_znatnoi_dami_manierizm

Творчество других, посвященное сексуально-эротической тематике, отражает извращенные, пошлые вкусы дворянства и части нового класса буржуазии.

Лишенное высокого идейного содержания, что было свойственно искусству Возрождения, искусство художников-маньеристов со стороны формы становится не только утрированно жеманным, но и холодным, мало выразительным, хотя техникой маньеристы владели блестяще.

Буржуазное искусствознание выделяет маньеризм, с тем, чтобы противопоставить его искусству и эстетике Возрождения. Некоторые буржуазные искусствоведы стремятся принизить культуру Ренессанса и возвеличить готику, маньеризм и барокко.

В маньеризме довольно отчетливо проявились формалистические упадочные тенденции буржуазного искусства и эстетики. Маньеризм нашел отражение не только в изобразительных искусствах и архитектуре, но также и в искусстве слова (например, в испанской поэзии). Он оказал известное влияние на формирование искусства и эстетики барокко.