Конструирование художественное

КОНСТРУИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ (шире — художественное проектирование) — вид творческой проектной деятельности, в результате которой промышленные изделия и комплексы изделий, помимо привлекательного внешнего вида, приобретают свойства и структурные связи, обеспечивающие их функциональное и композиционное единство. Художественное конструирование способствует рациональному изготовлению и использованию утилитарных предметов, повышению удобства пользования ими и безопасности, более органичной связи с наличным материальным окружением.

Художник-конструктор (дизайнер) — проектировщик со специальной художественной и технической подготовкой, хорошо знающий особенности и тенденции современного производства и формообразования.

Художественное конструирование является коллективным творчеством. Наряду с художниками, скульпторами, архитекторами, предлагающими новые решения предметно-пространственного окружения, работают эргономисты (психологи), конструкторы и технологи, экономисты, социологи, искусствоведы и др. Художественное конструирование включает в себя предпроектные исследования, в том числе эксперименты с новыми формами выражения дизайнерской идеи; эскизы (в графике, фотоколлажах, графических схемах, объемных макетах) и поиск нового образа вещи; создание макета-эталона внешнего вида изделия со всей необходимой сопроводительной документацией; промышленное изготовление опытного образца и авторский надзор за выпуском серийной продукции. Авторские права в художественном конструировании защищаются специальными Свидетельствами на промышленный образец, выдаваемыми патентными службами многих стран. Художественное конструирование относится к предметному художественному творчеству. Близкое по своей сущности к прикладному искусству, ремеслам и декоративно-оформительскому искусству, оно во многом отличается от них. Его образные решения, интерпретация свойств материала, объема, линии, цвета опосредствованы большим количеством утилитарно-функциональных условий. Выбираемые художниками темы требуют широкого аналитического подхода не только к самому объекту проектирования, но и ко всему окружению.

Практика художественного конструирования неоднородна. Существует уровень конкретной практической постановки задач: художники работают вместе с инженерами и технологами над модификацией уже выпускаемых изделий, над новыми поколениями технических приборов и изделий, которые должны принципиально отличаться от предшествующих.

Дизайнеры стремятся достичь скорейшего воплощения своих замыслов в натуре, на основе имеющихся в их распоряжении материалов и средств производства. Тем самым они получают возможность прямо влиять на качество выпускаемой продукции и на общую культуру производства.

Дизайнеры последовательно, шаг за шагом отрабатывают отдельные элементы, модули, стилистические особенности формы, добиваются стандартизации и унификации, необходимой для успешного развития целой отрасли производства, исходя при этом из целостного представления о конечном образе вещи и комплексе вещей. Выполнение подобных крупномасштабных исследований под силу лишь крупным проектным коллективам.

Существует также уровень художественного прогнозирования, с помощью которого определяются перспективные направления проектирования вещей и даже новых функций вещей.