Конфликт художественный

КОНФЛИКТ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ (лат. conflictus — столкновение, разногласие, спор) — изображение и воплощение в искусстве острой борьбы, столкновения, противоположных интересов, страстей, стремлений, идей, действий, характеров. В художественном конфликте находят специфическое отражение экономические, политические, философские, нравственные и другие важнейшие противоречия эпохи. Художественный конфликт составляет существенный момент идейно-эстетического содержания искусства. Философская глубина произведения искусства определяется в значительной мере тем, как в нем нашли отражение противоречия времени.

Понятие конфликта близко к коллизии, но имеет самостоятельное значение, т. к. конфликт — это остро и явно выраженная коллизия.

Эстетический аспект художественного конфликта наиболее обстоятельно был исследован Гегелем, который, правда, употребляет термин «коллизия». Затем эта категория была проанализирована русскими революционными демократами В. Г. Белинским, Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым.

Художественный конфликт не сводится к простому изображению реальных противоречий действительности.

Конфликт в искусстве — это художественно-образное отражение трудно разрешимых или неразрешимых противоречий в общественном бытие и психологии людей, глубочайшей диалектики человеческой жизни, классовых антагонизмов, борьбы нового со старым и т. д.

Конфликт в искусстве всегда имеет эстетическую окраску, ибо представляет собой борьбу сил добра и зла, света и тьмы, гуманизма и реакции, т. е. столкновение прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного. Конфликт является средством глубокого и масштабного художественного воспроизведения жизни, динамичного развития сюжета, многостороннего и яркого раскрытия человеческих характеров. В зависимости от специфики каждого из искусств конфликт принимает форму столкновения характеров (романы Бальзака и Стендаля), борьбы страстей (классические симфонии), идейного противоборства (поэзия Маяковского), трагических состояний («Граждане Кале» Родена) и т. д.

Конфликты проявляются в различных эстетических модификациях: собственно драматических, которые разрешаются социальной или нравственной победой одной и поражением другой борющейся стороны («Мещане» М. Горького, «Жестокие игры» Арбузова), трагических («Оптимистическая трагедия» Вишневского), сатирических («Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова), трагикомических («Дон Кихот» Сервантеса) и т. д.

Конфликты имеют место в произведениях разных творческих методов мирового искусства — классицизма (пьесы Корнеля, Расина, Сумарокова), романтизма (поэзия Гюго и Байрона), натурализма (романы Золя), сюрреализма (картина «Тайная вечеря» Дали). В буржуазном искусстве — в фильмах ужасов, секса и насилия истинная природа драматического конфликта извращается, подменяется мнимой. Лишь в реалистическом искусстве конфликт получает полнокровное идейно-историческое содержание, жизненно-правдивое звучание и художественное выражение, поскольку он являет собой столкновение типических характеров в типических обстоятельствах, т. е. основан на глубочайшем знании действительности.

«Теория бесконфликтности» в искусствознании и эстетике, отрицавшая наличие конфликтов при социализме, была глубоко ошибочной. Она ориентировала советское искусство на поверхностное описательство и приукрашивание жизни. Преодоление классовых антагонизмов не означает ликвидации всех конфликтов.

Идейная глубина и психологическая острота художественного конфликта, в значительной мере определяют силу эстетического воздействия на людей произведений искусства.