Искусство для искусства

«ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» («чистое искусство») — эстетическая концепция, утверждающая абсолютную самостоятельность и автономность художественного творчества, отрицающая связь искусства с общественной жизнью, моралью, наукой и политикой. Термин «искусство для искусства» впервые употреблен в 1818 г. французским философом- эклектиком В. Кузеном: «Необходима религия для религии, мораль для морали, искусство для искусства». Теория же искусство для искусства возникает после поражения демократических революций в европейских странах первой половины XIX в., когда появились социально-политические предпосылки для декадентских течений в эстетике и искусстве. Она выражает «безнадежный разлад художников с окружающей их социальной средой» (Г. В. Плеханов). Теоретические аргументы концепция искусство для искусства черпала в односторонней интерпретации учения Канта о специфике эстетического отношения («суждения вкуса»), провозгласившего «незаинтересованность» эстетического принципа. Эта концепция получила развитие в творчестве французского поэта Т. Готье, группы «Парнас» и др. Идеи «чистого искусства» встречаются у Г. Флобера, О. Уайльда и др. Если в XIX в. лозунг искусство для искусства часто выражал протест против господства буржуазной пошлости и рассудочного утилитаризма в искусстве, то в XX в. теория «чистого искусства» по существу утратила критический пафос, превратившись в программу декадентства.

В России искусство для искусства получило отражение в творчестве и эстетических теориях Фета, Майкова, Фофанова и др. Революционно-демократическая эстетика (Белинский, Чернышевский, Добролюбов) выступила с резкой критикой теории и художественной практики «чистого искусства», игнорировавшего общественную проблематику в художественном творчестве.