Идеализм в эстетике

ИДЕАЛИЗМ в эстетике — противоположное материализму направление, которое за первичное берет эстетическое сознание, идею, идеал.

Гносеологические корни эстетического идеализма, как и философского, заключаются, с одной стороны, в абсолютизации от дельных моментов эстетического познания, что обусловлено сложностью и противоречивостью познавательного процесса в целом. С другой стороны, в преувеличении его субъективных сторон и игнорировании того факта, что он является специфической формой отражения реальности.

Идеализм сформировался уже в античной эстетике, в частности у Платона, для которого основой прекрасного является не сам реальный мир, а идея. В средние века во взгляде на эстетические явления преобладала религиозная трактовка. В Новое время философы-идеалисты основой прекрасного считали «безличный дух» (Гегель), «мировую волю» (Шопенгауэр) субъективный опыт, ощущения (Беркли, эмпириокритики).

В зависимости от того, берется ли за основу безличное духовное начало или же ощущение, сознание отдельного человека, идеализм делится на две основные формы: объективный и субъективный идеализм. В современной буржуазной эстетике субъективный идеализм занимает ведущее место. Он представлен прагматизмом, неопозитивизмом, экзистенциализмом. В основном идеализм является мировоззрением консервативных кругов общества.

Идеалистическая эстетика, как правило, направлена на обоснование антиреалистического, антигуманистического, формалистического искусства, что особенно проявилось в современную эпоху. В прошлом идеализм содержал, хотя и в извращенней форме, положительные моменты. Например, в идеалистической системе Гегеля мы находим ряд положений, в которых дано обоснование принципов реализма и гуманизма в искусстве. Наличие идеалистических наслоений в эстетических теориях не помешало Ф. М. Достоевскому, Л. Н. Толстому выступить в качестве страстных защитников высокоидейного, гуманистического искусства.

Иидеализм в эстетике подвергся основательной критике уже в домарксистской философии. Однако последовательное преодоление эстетического идеализма связано с возникновением марксистской эстетики, давшей не только его научную критику, но и подлинно научное решение кардинальных проблем эстетической науки.