Характер художественный

ХАРАКТЕР художественный (греч. charakter — особенность, черта) — целостный образ человека в произведении искусства. В психологическом смысле характер — это индивидуально-специфическое сочетание существенных и устойчивых психических свойств личности, проявляющихся в поведении человека, в его отношения к другим людям, обществу в целом, в его оценке различных явлений личной и общественной жизни. Человек как «совокупность всех общественных отношений» (К. Маркс) детерминирован теми социальными условиями, в которых он живет и действует. В его характере сочетаются как индивидуально неповторимые, так и типические черты. Перечисляя основные элементы трагедии, Аристотель называет и характер, под которым он понимает «направление воли», проявляющееся в речи или действиях персонажа. Античный мыслитель отдавал предпочтение действию перед характером. В эстетике классицизма, напротив, на первое место ставится изображение характера. Критикуя эстетику классицизма, Дидро характеру противопоставляет «ситуацию». Гегель подчеркивал, что изображаемые характером должны отличаться устойчивостью и вместе с тем многообразием черт. Поэтому он резко критиковал, с одной стороны, классицизм за сведение человеческого характера к одной черте (скупость, ханжество и др.), с другой — немецких романтиков, у которых он видел тенденцию к разрушению определенности и устойчивости характера.

Наиболее глубокое изображение человеческого характера мы встречаем в реалистическом искусстве. Здесь характер раскрывается в процессе его становления и развития, показывается решающая роль обстоятельств, определяющих его становление (X. Обломова в романе Гончарова, Нехлюдова в романе Л. Толстого). Задача искусства не просто изображение характера, а характер типичного, хотя последний может отличаться внутренней противоречивостью, непоследовательностью и крайней сложностью. Тенденцию к разрушению характера мы наблюдаем в модернистском искусстве (у Марселя Пруста в его цикле романов «В поисках утраченного времени»). Эта тенденция нашла почти полное логическое завершение в театре абсурда, где вообще исчезает характер как нечто определенное.

В искусстве социалистического реализма человеческий характер изображается в диалектическом развитии. Искусство социалистического реализма — искусство утверждающего пафоса. Поэтому основным типическим характером здесь является положительный герой. Герои М. Шолохова, Л. Леонова, А. Фадеева, К. Федина и многих других писателей, кинематографистов, деятелей театра, композиторов отличаются цельностью, полнотой, оптимизмом, гуманистическими устремлениями, интеллектуальным богатством. Благодаря этому художественные характеры в искусстве социалистического реализма обладают большой силой эмоционального воздействия.