Фома Аквинский

ФОМА АКВИНСКИЙ (Thomas Aquinas) (1225—1274) — выдающийся представитель средневековой схоластики.Родился близ Аквино (около Неаполя), юношей вступил в доминиканский орден. Учился Фома Аквинский в Кёльне и в Париже у Альберта фон Болштедта, сам преподавал в Париже, Болонье, Риме и других городах. Фома Аквинский стремился поставить философию на службу религии, проводя вместе с тем разграничение между философией и религией, между знанием и верой и доказывая возможность и необходимость гармонии между тем и другим. Соответственно этому Фома Аквинский различал истины разума и истины откровения — высшие, по его мнению, истины, недоступные разуму и постигаемые лишь благодаря вере. Таким образом, Фома Аквинский выступает, с одной стороны, против положения Тертуллиана: «верю, потому что абсурдно», отвергавшего значение разума в делах веры, а с другой стороны, против Абеляра, доказывавшего, что религиозные догмы не должны противоречить разуму, должны согласоваться с ним. Принцип «гармонии» веры и знания свидетельствовал о том, что монополия католической церкви в духовной жизни общества уже начинала подтачиваться историческим развитием. На философию Фомы Аквинского оказало сильное влияние учение Аристотеля. Однако в учении Фомы Аквинского философия Аристотеля теряет свои материалистические и диалектические черты. Считая конечным источником истины бога, Фома Аквинский утверждал, что истина, познаваемая разумом, не должна противоречить истине откровения. Дав критику всех ранее существовавших схоластических «доказательств» бытия божьего, Фома Аквинский выставил взамен их свои собственные: мировое движение предполагает первый двигатель, причинная связь — первопричину, целесообразность в мире — целеполагающее существо, и пр. Фома Аквинский принадлежал к умеренным реалистам. Он считал, что общие понятия предшествуют вещам в мышлении бога как идеальные прообразы, содержатся в вещах как их сущность и в результате познания вещей образуются в человеческом мышлении. Фома Аквинский выступал против крайнего реализма, ведущего к пантеизму. Опираясь на евангелие и Аристотеля, Фома Аквинский в своём главном сочинении «Summa Theologiae» пытался создать энциклопедическую философско-теологическую систему, отвечающую на все вопросы, выдвигавшиеся его временем. Вся философия Фомы Аквинского была направлена на сохранение и упрочение власти католической церкви. По своим политическим взглядам Фома Аквинский — убеждённый монархист, считающий государя не только правителем, но и творцом государства. Он решительно отстаивал социальное неравенство людей. Верховную власть папы Фома Аквинский рассматривал как «божью волю», а папу — как «наместника Христа». Учение Фомы Аквинского и по сей день признаётся католической церковью единственно истинной философией. Учение Фомы Аквинского — томизм — оказало большое влияние на дальнейшее развитие схоластики и католицизма и имеет распространение в капиталистических странах (см. Неотомизм).