Эстетика

ЭСТЕТИКА (от греч. aisthetikos— имеющий отношение к чувственному восприятию) наука, изучающая природу, основные законы развития и функционирования эстетического в природе, обществе, в материальном и духовном производстве, в образе жизни, общении людей, формы эстетического сознания (чувство, восприятие, потребность, вкусы, оценки, идеалы, категории), основные закономерности возникновения, развития и места в жизни общества искусства как высшей формы проявления эстетического. Составной частью эстетики является теория эстетического воспитания (во взаимодействии с психологией). Предмет эстетика изменяется в ходе развития человеческого общества и его культуры. Вместе с развитием общественно-исторической практики и общим прогрессом человеческого знания расширяется круг предметов и явлений, являющихся объектом эстетики, изменяются и понятия о них.

Термин «эстетика» введен в научный обиход немецким философом-рационалистом Александром Баумгартеном в 1750 г. Но сама наука зародилась в глубокой древности, в эпоху рабовладельческого общества в Египте, Вавилоне, Индии и Китае. История эстетики — это история возникновения, развития и борьбы двух основных направлений — материализма и идеализма, отражающих борьбу прогрессивных и реакционных классов и общественных сил на каждом этапе развития человеческого общества. Основной вопрос эстетики — это вопрос об отношении эстетического сознания к действительности. Лишь материализм дает правильный ответ на этот вопрос, признавая реальность за источник, первичное по отношению к эстетическому сознанию. Основные направления в развитии эстетики отчетливо обозначились в Древней Греции, где искусство и философское осмысление его сущности достигли довольно высокого развития. Гераклит, Демокрит, Эмпедокл, Аристотель, Эпикур со всей определенностью отстаивают положение о том, что эстетическое имеет свое начало в материальных свойствах, отношениях и закономерностях бытия. Мера, пропорциональность, гармония частей, единство многообразия, целостность рассматриваются названными мыслителями как объективные основы прекрасного. В античной Греции зародились и идеалистические эстетические теории. Так, пифагорейцы основу эстетического видели в чисто количественных отношениях, понятых в качестве идеальных сущностей. Платон объявляет идею источником эстетического начала.

Идеалистические тенденции античной эстетики получили продолжение в период феодального средневековья. Августин Блаженный, Фома Аквинский и др. источник красоты видят в боге. Эпоха Возрождения ознаменовалась развитием материалистических традиций античности. Леонардо да Винчи, Л. Альберти, А Дюрер, М. Монтень, В. Шекспир, М. Сервантес реабилитируют отвергнутую средневековыми мыслителями природу, посюсторонний реальный мир и утверждают мысль о том, что природа и человек по своей сущности прекрасны, что задача художника — воспроизводить эту реальную красоту природы и человека. Природа — источник творчества и вместе с человеком — главный предмет художественного отображения Искусство, подобно науке, должно стремиться к постижению объективной правды. Искусство и эстетика Возрождения полны жизнеутверждающего пафоса. Определенный вклад в эстетику внесли теоретики классицизма, подчеркивающие важное значение нравственного долга как стимула человеческого поведения, а также значение норм, правил в процессе творчества, хотя последний момент преувеличивался. Французские просветители главное внимание уделили выяснению социальной функции искусства и гносеологической природы художественного творчества. Вольтер, Монтескье, Дидро, Гельвеций, Руссо, с одной стороны, подчеркивают нравственно-политический аспект искусства, с другой— указывают на то, что искусство может выполнить свою высокую миссию лишь в том случае если оно будет давать правдивое отражение реальности. В разработке реалистического метода особенно велики заслуги Дидро, сочетавшего в своем лице выдающегося философа, художественного критика и писателя.

Из немецких просветителей следует прежде всего назвать Лессинга, Гердера, а также Гете и Шиллера раннего периода их творчества. Заслуга немецких просветителей заключается в обосновании реализма в искусстве, разработке проблемы народности. Гердер впервые поставил вопрос о необходимости исторического под хода к художественной культуре. Этот аспект был проанализирован Шиллером. Глубокую трактовку у немецких просветителей получили фундаментальные эстетические понятия прекрасное, трагическое, комическое, возвышенное, вопросы, связанные с общественной природой искусства (его социальная обусловленность место в жизни общества и т. д .).

Высшего пункта буржуазная эстетика на Западе достигла в исследованиях наиболее видных представителей немецкой классической философии—Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля. Несмотря на внутреннюю противоречивость философско-эстетическая концепция Канта содержит ряд гениальных догадок о природе эстетического, о специфике эстетического принципа, об основных категориях эстетики, (прекрасное, возвышенное) об отличительных особенностях эстетического чувства («незаинтересованный» характер).

Серьезный недостаток эстетической концепции Канта заключается в том, что он отрицает объективный характер эстетических законов, преувеличивает специфику эстетического и тем самым отрывает его от морали, науки, политики, социальной практики.

Гегель создает объективно-идеалистическую эстетическую систему. Эстетическое искусство он понимает как первую и низшую форму самопознания абсолютной идеи, которая в дальнейшем само раскрывается в религии, а затем в философии. В этой идеалистической конструкции содержатся, тем не менее, гениальные догадки мыслителя о сущности, закономерностях развития и роли искусства в общественной жизни. Обосновывая свои идеалистические тезисы, философ приходит к мысли, что искусство есть не что иное, как «самопроизводство» человека во внешних предметах и явлениях. В процессе художественного творчества человек по Гегелю удваивает себя, очеловечивает природу, воплощает во внешних предметах свою родовую сущность. Гегель впервые в систематической форме применяет в анализе искусства диалектический метод, хотя, его диалектика базируется на идеалистическом истолковании реальности. Он также впервые раскрывает диалектику художественного образа как единства общего и особенного. В своем анализе искусства он пользуется принципом единства логического и исторического, правда, подчиняя историческое логическому и тем самым впадая в спекулятивные конструкции, принося в жертву реальный процесс развития искусства предвзятой схеме. Гегель подробно разработал положение о враждебности капитализма искусству.

Особое место в развитии домарксистской эстетической мысли занимают русские мыслители, литературные критики и писатели XIX в. Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов, Достоевский, Толстой и др. Здесь, прежде всего, следует назвать главу русской революционно-демократической философии, эстетики и литературы Чернышевского. Его всемирно-историческая заслуга состоит в том, что он сделал попытку рассмотреть все основные эстетические категории (прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое, искусство) с позиций материализма. При этом не следует забывать, что русский мыслитель прекрасно владел диалектическим методом — здесь он шел по пути материалистического истолкования гегелевской диалектики. Исходя из материалистических установок, Чернышевский, как и другие революционные демократы, теоретически обосновывал реализм, высокую идейность и народность искусства. Известно, что Чернышевский подверг основательной критике идеалистическую эстетику Гегеля — Фишера, используя критические работы немецкого материалиста Л. Фейербаха.

Велики заслуги в развитии мировой эстетической мысли Л. Толстого, который выступил как страстный критик буржуазно-помещичьего строя и всех его институтов и идейных устоев. Он с большой энергией утверждал в искусстве принципы гуманизма, реализма, высокой нравственности, отстаивал искусство близкое и понятное народу, считая его необходимым средством общения между людьми. Л. Толстой первым из великих писателей XIX — начала XX в. выступил с критикой декадентского искусства. Большую роль в обосновании реалистического и высоконравственного искусства сыграл Ф. М. Достоевский.