Эстетическое

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ всеобъемлющее понятие, отражающее то общее, что свойственно эстетическим явлениям. Сюда относятся: объективно-эстетическое в природе, обществе, в продуктах материального и духовного производства; эстетическая деятельность, или творчество по «законам красоты»; субъективно-эстетическое, или эстетическое сознание (эстетические чувства, восприятия, потребности, оценки, идеалы и т. д.). В понятие эстетическое входит, естественно, и художественная культура.

Эстетическое составляет важнейший элемент человеческой культуры. Генезис, историческое развитие, структура, общественные функции эстетического составляют предмет эстетики как науки, хотя термин «эстетика» введен в научный оборот лишь в XVIII в. Само понятие эстетическое встречается уже у народов Древнего Востока. Правда, оно чаще всего выступало как синоним прекрасного, Поэтому, скажем, в античном культуре и философии функционирует термин «прекрасное» и в широком, и в узком смысле, т. е. и как наиболее общая эстетическая категория, и как прекрасное в собственном смысле слова, в отличие от других эстетических понятий: например, трагического и комического, которые относятся к жанровым характеристикам литературы и искусства. Что касается возвышенного, то и термин и понятие относятся к поздней античности.

Категории прекрасного, возвышенного, трагического, комического и ряд других более узких понятий как раз находят свое обобщенное выражение в эстетическом, однако сравнительно долгое время этот момент не осознавался. Интересно отметить, что слово эстетическое как субстантивированное прилагательное в русском языке стало широко употребляться совсем недавно. Это нашло отражение хотя бы в том, что «Краткий словарь по эстетике» (1963) этого термина не содержит. Но уже в 1964 г. выходит в свет коллективный труд «Эстетическое», где дается анализ дискуссии «О природе эстетического», состоявшейся в мае июне 1961 г. Ее материалы были опубликованы в журналах «Вопросы философии» «Вопросы литературы» и в ряде других периодических изданий. Дискуссия была организована кафедрой эстетики МГУ. В ней приняли участие наиболее видные эстетики не только Москвы, но и других городов Советского Союза. Она нашла отражение также и в социалистических странах, в частности в Болгарии, ГДР и др. Спор шел о сущности эстетического. Одни отстаивали мысль о том, что эстетическое по своей природе относится к явлениям общественного, социального характера. По их мнению, нет оснований искать эстетическое в структуре материи, ее свойствах и закономерностях. Оно якобы есть не что иное, как «опредмечивание» сущностных сил человека, его «родовых качеств», результат «очеловечивания» природы. Эстетические свойства предметов и явлений природы, согласно этой точке зрения, образуются . в ходе общественно-исторической практики, на основе познания и использования материальных качеств этих предметов и явлений и места их в конкретной системе общественных отношений. Т. о., эстетические свойства в природе ставятся в зависимость от общества, возникают как следствие действия социальных факторов. С этой точки зрения изменение эстетических свойств предмета и явлений объясняется не трансформацией естественных качеств этих предметов, а следствием «включения» их в новую систему общественных связей и отношений и изменения в силу этого их общественного содержания. В таком подходе игнорируется объективная основа прекрасного в природе. Представители этой точки зрения получили название «общественников». Против этой концепции выступили «природники», которые отстаивали мысль о том, что эстетическое имеет свою объективную основу в материальны свойствах и закономерностях предметов и явлений действительности, в их структуре и существенных связях. При этом они ссылались на высказывание К. Маркса о красоте минерала, об «эстетических свойствах» серебра и золота, связанных с их естественной структурой. Правда, природные явления и предметы могут приобретать и социальное значение. Скажем, золото может обозначать и такие социальные явления, как излишек и богатство «Природники» критиковали «общественников» за то, что они смотрели на природу таким образом, что в ней будто нет ни порядка, ни беспорядка, ни красоты, ни уродства, что было свойственно старому, метафизическому материализму. Спор шел в основном о сущности прекрасного и возвышенного в природе. Категории трагического и комического отображают лишь социальные феномены, и здесь расхождений между спорящими не было.

Следовательно, предметом дискуссии фактически были категории прекрасного и отчасти возвышенного в отношении непреобразованной природы, а не эстетическое во всем его объеме. Правда, при этом неизбежно возникали вопросы относительно того, в какой мере свойства, структура и закономерности материального порядка могут быть носителями эстетического содержания (ритм, пропорция сочетание красок, отношения, гармония и т. д.).

Наибольшую трудность представляет собой раскрытие объективного содержания эстетического. Некоторые эстетики считают, что объективной основой здесь является социальная обусловленность эстетического сознания. Однако в таком случае не принимается во внимание сам эстетический предмет, его структура, сущность, свойства, закон его существования. Возникают также трудности с решением вопроса о критерии эстетического.

Другие специалисты по эстетике считают, что эстетическое имеет свою основу в самой структуре объективно-эстетического, в его свойствах, в законах его существования, в объективных законах красоты (симметрия ритм, гармония, целостность, упорядоченность, целесообразность, оптимальность). Все эти объективные свойства на разных уровнях развития материального мира в многообразных формах его существования проявляются специфическим образом. Одно дело гармония звуков и красок другое гармоничность личности. Однако между этими явлениями имеется, правда, отдаленное, но сходство. Сами по себе указанные свойства представляют лишь элементарные формы эстетического, но в своей совокупности они отражают объективные свойства целостного объекта который оказывает специфическое влияние на духовный мир личности и порождает специфические реакции, т. е. эстетические чувства переживания, оценки и т. д.

Что касается субъективно-эстетического, то оно, будучи отражением эстетического объекта и обусловленное социальными факторами, проявляется в целой гамме чувств, переживаний, эмоциональных оценок, потребностей. В идеале оно находит наиболее полное выражение, поскольку последний складывается не только на уровне чувственного отражения и оценок явлений и предметов действительности, но и на основе рационального познания. Эстетический идеал выступает в тесной связи с нравственными, социальными, политическими идеалами. Субъективно-эстетическое выступает в форме эстетических чувств, потребностей, вкусов, идеалов, взглядов, теорий и т. д.

Наконец, эстетическое проявляется в творчестве человека по «законам красоты».

Творчество по «законам красоты» находит свое высшее воплощение в художественном творчестве, но не исчерпывает его. По аналогии с термином эстетическое сформировался и термин «художественное».

Художественное — это сфера лишь искусства, оно является понятием, входящим в понятие эстетическое. Всякие попытки отнести их к разным сферам, или видеть между ними лишь точки соприкосновения, или, наконец, отождествлять их не имеют под собою твердого основания. Художественная деятельность возникла в результате разделения труда и обособилась в особую сферу человеческой активности сравнительно поздно, она носит четко выраженную идеологическую направленность. Иногда, эти категории нечетко разграничивают. Так, расширяя понятие «художественное», не которые исследователи включают в искусство и продукты утилитарно-практической деятельности, поскольку они содержат эстетические аспекты. Последние будут возрастать в многообразных формах человеческой активности, но это не означает, что труд, образ жизни, форма общения, практическая духовная деятельность и т. д. людей будущего приобретут статус искусства.

Тенденция к отождествлению эстетического начала в труде, технике, быту, поведении, общественных отношениях, общении и т. п., с искусством, с художественной культурой имела место в 20-х гг. Выдвигалась идея «жизнестроения », т. е. замена искусства «искусством высокой техники».

Художественная культура высшая форма эстетической культуры. Она связана с удовлетворением художественных потребностей личности, тех потребностей, которые сопряжены с ее наиболее высокими духовными потребностями познавательными, нравственными, политическими, с глубинными слоями духовной жизни человека. Следовательно, понятие «художественное» отражает то общее, что свойственно искусству во всех его видах и жанрах, художественному творчеству, специфике художественного восприятия, осознания и оценки произведений искусства. Термин «художественное» близок по значению термину «художественная культура».