Дадаизм

ДАДАИЗМ — реакционное декадентское течение в литературе и изобразительном искусстве Западной Европы. Дадаизм оформился в годы первой мировой войны 1914—18 в Швейцарии (Т. Цара, Р. Гюльзенбек, Балл, Г. Арп и др.) и распространился по окончании войны главным образом во Франции (группа т. н. «абсолютных дадаистов», возглавлявшаяся Цара, к которой примкнули: А. Бретон, Ж. Кокто и др.) и в Германии (группа т. н. «политических дадаистов», возглавлявшаяся Гюльзенбеком, в которую вошли: Р. Гаусман, И. Баадер, В. Меринг, художники Г. Грос, Гартфильд и др.). Продолжая линию упадочных формалистических буржуазных течений (кубизма, футуризма и др.), дадаизм довёл беспредметность, нигилизм и цинизм этих течений до абсурда, предельно выразив разложение литературы и искусства загнивающей империалистической буржуазии. В своих произведениях дадаисты стремились к полному изгнанию смысла и логики, к разложению образа и слова, предлагая бессмысленный набор слов (в литературе) и беспорядочное смешение линий и красок (в изобразительном искусстве). Само название течения подразумевало лепет ребёнка (dada — деревянная лошадка, конёк).

Дадаизм распался в 1923—24, когда большая часть дадаистов во Франции перешла к сюрреализму, в Германии — к экспрессионизму и другим декадентским течениям.