Бессознательное

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ — понятие в эстетике, использующееся в основном при определении характера творческого процесса в искусстве. С древних пор идет полемика между представителями различных на правлений в эстетике о том, является ли художественное творчество процессом управляемым, т е. в своей сущности сознательным, или же оно обусловлено чем-то находящимся за пределами сознания и может быть признано только бессознательным процессом

В зависимости от типа идеалистической эстетики проблема бессознательного решалась как сверхсознательное, подсознательное, или интуитивное, и т д.

В объективно-идеалистической эстетике бессознательное трактовалось как сверхсознательное, которое реализуется в процессе экстатического приобщения художника к миру идей (Платон), богу (Августин и др. средневековые философы), абсолютному духу (Гегель) и т. д.

В субъективно-идеалистической эстетике оно трактовалось как то, что детерминирует творчество, воздействуя на сознательные усилия художника «снизу», т. е. как подсознательное. Например, у Шопенгауэра это «воля», у Ницше — «воля к власти», у Фрейда — «психологические комплексы, вытесненные в бессознательные сферы психики», у А. Бергсона — «жизненный порыв» и т. д.

Идеалистическим концепциям бессознательного в художественном творчестве в целом на протяжении всей истории эстетики противостояли представители материалистической эстетики (например, Дидро Гете, Белинский, Чернышевский и др.), которые развивали концепции художественного творчества как процесса в основном сознательного и целенаправленного.

В настоящее время проблема бессознательного — предмет комплексного анализа в нашей науке. Российские исследователи рассматривают философские, психологические и физиологические аспекты бессознательного в жизни и деятельности человека. Научные исследования психофизиологических основ человеческой деятельности, сделали многое для установления неосознаваемых форм физиологической и психической активности человека при восприятии различных эстетических объектов, искусства и в процессе художественной деятельности.

Наиболее разработанной теорией сложных форм неосознаваемой деятельности, в том числе и художественной, В нашей науке является «психология установки» Д. Н. Узнадзе и его школы. Согласно основным результатам этой теории, неосознаваемый аспект присущ различным уровням деятельности организма и организму в целом Он возникает в результате прошлой деятельности и сохраняется благодаря наличию потребности в результатах этой деятельности.

Так, установка на художественное творчество, сформировавшаяся на основе прошлого опыта, проявляется в виде постоянной потребности к новому творчеству и сплачивает для достижения той или иной цели этого творчества все формы психики художника (сознание, волю, воображение, память и т. д.)

На различных этапах создания художественного произведения действие установки неравнозначно. Если на первых порах она проявляется в виде неопределенного по цели стремления к творчеству, то с возникновением и конкретизацией замысла художественного произведения и особенно при частичной реализации его она становится фиксированной более активной и динамичной установкой на создание именно этого произведения.

В процессе эстетического и художественного восприятия бессознательное связано с недискурсивными формами (визуальными, слуховыми, суггестивными) активности субъекта восприятия эстетических объектов и произведений искусства.