1. ЭМПИРИЧЕСКОЕ НАЧАЛО КАК ИСХОДНЫЙ ПУНКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

Что касается первого способа исследования, имеющего своим исходным пунктом эмпирическое изучение, то он является необходимым для того, кто готовится быть ученым искусствоведом. Подобно тому, как в наше время каждый, даже если он и не является специалистом-физиком, хочет обладать хотя бы самыми существенными познаниями по физике, так для каждого образованного человека признается более или менее необходимым, чтобы он обладал некоторыми познаниями по искусству, и притязание быть любителем и знатоком искусства является довольно распространенным.

a) Но для того чтобы мы действительно признали эти по­знания ученостыо, они должны быть многообразны и обширны. Первое требование, предъявляемое нами к ученому, состоит в том, что он должен быть точно знаком с необозримой областью отдельных художественных произведений древнего и нового вре­мени, с произведениями, которые отчасти уже погибли в действи­тельности, отчасти находятся в отдаленных странах или частях света и которые вследствие неблагоприятно сложившихся обстоя­тельств жизни ученому не пришлось видеть собственными гла­зами. Кроме того, каждое художественное произведение принад­лежит своему времени, своему народу, своей среде и зависит от особых исторических и других представлений и целей. Вследствие этого ученость искусствоведа требует обширного запаса историче­ских, и притом весьма специальных, познаний, так как индиви­дуальная природа художественного произведения связана с еди­ничными обстоятельствами и его понимание и объяснение требу­ют специальных познаний.

Наконец, эта ученость, как и всякая другая, требует не толь­ко хорошей памяти, но и острого воображения, чтобы искусство­вед мог отчетливо представлять себе характер художественных произведений во всех их различных особенностях и вызывать их перед своим умственным взором для сравнения с другими худо­жественными произведениями.

b) Уже в пределах этого исторического рассмотрения возни­кают различные точки зрения, из которых мы должны исходить в наших критических суждениях о художественных произведе­ниях. Выделенные и систематизированные, эти точки зрения об­разуют в искусствоведении, как и других эмпирических науках, всеобщие критерии и принципы, а в своем дальнейшем формаль­ном обобщении они образуют теории искусств. Здесь не место приводить посвященную их изложению литературу, достаточно напомнить о некоторых произведениях в самых общих чертах, например об аристотелевской «Поэтике», теория трагедии кото­рой представляет интерес и поныне. Еще более точное общее представление о характере подобного рода теоретизирования у древних может дать «Поэтическое искусство» Горация и сочи­нение «О возвышенном» Лонгина. Формулируемые в этих про­изведениях общие определения должны были служить нормами и правилами, которыми следует руководствоваться при создании художественных произведений, в особенности в эпохи упадка поэзии и искусства. Однако эти лекари прописывали для излече­ния искусства рецепты еще менее действенные, чем те, которые прописываются врачами для восстановления здоровья.

Относительно теорий этого рода я замечу лишь, что хотя в деталях они содержат много поучительного, однако их общие положения абстрагированы от очень узкого круга художествен­ных произведений, которые эти авторы признают подлинно пре­красными, но которые составляют лишь ограниченную часть об­ласти искусства. С другой стороны, эти общие положения пред­ставляют собой частью весьма тривиальные размышления, кото­рые вследствие своего слишком общего характера не дают воз­можности перейти от них к пониманию особенного, постижение которого и является, собственно, целью науки. Указанное выше послание Горация полно таких размышлений и является книгой для всех и каждого, но именно потому и содержит в себе мно­го ничего не говорящих положений: omne tulit punctum («Всех голоса съединит, кто мешает приятное с пользой, занимая читателя ум и тогда ж поучая» латин., перевод М. Дмитриева) и т. д. Это похоже на многие нравоучительные правила: «Оставайся там, где живешь, и честно зарабатывай хлеб свой насущный». В общем виде это правильно, но здесь нет той конкретной оп­ределенности, с которой человек как раз и сообразует свои дей­ствия.

Другая цель теорий этого рода состояла не в содействии соз­данию истинно художественных произведений, а в том, чтобы способствовать образованию правильных суждений об уже соз­данных произведениях и вообще развивать вкус читателей. Имен­но благодаря этому «Основания критики» Хома, сочинения Батте и «Введение в изящные искусства и науки» Рамлера очень усердно читались в свое время. Вкус в этом смысле означает пра­вильное расположение частей, художественную трактовку мате­риала и вообще надлежащую обработку всего того, что состав­ляет внешнюю сторону художественного произведения. К этим принципам вкуса прибавляли, далее, психологические воззрения того времени, полученные в результате эмпирических наблюдений над способностями и деятельностью души, страстями и их ве­роятным нарастанием, последовательностью и т. д. Но всегда и везде каждый человек оценивает художественные произведения или характеры, действия и события в меру своего понимания и душевной глубины. И так как эта культура вкуса занималась лишь внешними и незначительными моментами, а предписывае­мые ею нормы и правила черпались из очень узкого круга худо­жественных произведений и столь же ограниченной умственной и эмоциональной культуры, то сфера, охватываемая этой культу­рой, оказывалась неудовлетворительной и неспособной как уло­вить внутреннюю истинную сущность искусства, так и обострить восприятие этой сущности.

В общем, метод рассуждения в подобных теориях таков же, как и в прочих нефилософских науках. Рассматриваемое ими со­держание заимствуется из круга наших представлений как нечто данное. Затем ставится вопрос о характере этих представлений, так как появляется потребность в более точных определениях, которые также берутся из наших представлений и после этого фиксируются в дефинициях. Вследствие этого мы сразу оказы­ваемся на зыбкой, спорной почве. Ибо сначала может казаться, что прекрасное является совершенно простым представлением. Однако скоро выясняется, что в нем можно находить многообраз­ные стороны, и один подчеркивает одну сторону, другой — дру­гую, а если даже и исходят из одних и тех же точек зрения, воз­никает спор о том, какую сторону следует рассматривать как существенную.

Обыкновенно считают требованием научной полноты, чтобы авторы, пишущие об эстетике, приводили и подвергали критиче­скому анализу различные определения прекрасного. Разбирая ниже такие определения, мы не стремимся при этом ни к истори­ческой полноте, чтобы познакомиться со всеми тонкостями мно­гообразных определений, ни к удовлетворению исторического ин­тереса; мы приводим лишь в качестве иллюстрации некоторые из новейших, наиболее интересных способов рассмотрения, прибли­жающихся к истинному пониманию идеи прекрасного. Для этой цели мы напомним гётевское определение прекрасного, включен­ное Мейером в его «Историю пластических искусств в Греции»; в этой связи он, не называя Гирта, излагает также и его пони­мание прекрасного.

В своей статье о прекрасном в искусстве («Оры», 1797, тет­радь седьмая) Гирт, один из величайших среди современных истинных знатоков искусства, сначала говорит о прекрасном в отдельных искусствах и затем приходит к тому выводу, что осно­вой для правильной оценки прекрасного в искусстве и развития эстетического вкуса служит понятие характерного. Он определяет прекрасное как «совершенное, которое может стать или является предметом восприятия для глаза, уха или воображения». Совер­шенное же он затем определяет как «соответствующее той цели, которую ставили себе природа или искусство при образовании предмета по его роду и виду». Поэтому, желая составить себе суждение о красоте предмета, мы должны наибольшее внимание обратить на конституирующие его индивидуальные признаки, ибо эти признаки как раз и являются тем, что в нем характерно. Под характером как законом искусства он понимает «ту определен­ную индивидуальность, благодаря которой отличаются друг от друга формы, движения и жесты, выражение лица, локальный колорит, свет и тени, оттенок и поза, и притом отличаются друг от друга именно так, как этого требует задуманный предмет».

Это определение носит более четкий характер, чем предла­гавшиеся другие дефиниции. Если же мы спросим далее, что такое характерное, то оно предполагает, во-первых, некое содер­жание, например, определенное чувство, ситуацию, событие, по­ступок, индивида; во-вторых, тот способ, каким это содержание изображается. К этому способу изображения и относится художе­ственный закон характерного, требующий, чтобы все частное и особенное в способе выражения служило определенному выявле­нию его содержания и составляло необходимое звено в выраже­нии этого содержания.

Это абстрактное определение характерного касается той це­лесообразности, благодаря которой частные и особенные черты художественного образа действительно выделяют содержание, ко­торое они должны изобразить. Если мы хотим объяснить эту мысль совершенно популярно, то укажем следующее заключен­ное в ней ограничение. В драматической области, например, со­держанием является некое действие; драма должна изобразить, как совершается это действие. Но люди делают много вещей: раз­говаривают друг с другом, в промежутках — едят, спят, одеваются, произносят те или другие слова и т. д. Из этого должно быть иск­лючено все, что не связано непосредственно с определенным дей­ствием, составляющим собственное содержание драмы, так что не должно оставаться ничего, не имеющего значения по отношению к этому действию. Точно так же в картину, охватывающую лишь один момент этого действия, можно было бы включить множество обстоятельств, лиц, положений и всяких других событий, которые составляют сложные перипетии внешнего мира, но которые в этот момент никак не связаны с данным определенным действием и не служат его характеристике. Согласно же требованию харак­терности в произведение искусства должно входить лишь то, что относится к проявлению и выражению именно данного опреде­ленного содержания, ибо ничто не должно быть лишним.

Это очень важное определение, и в известном отношении оно может быть оправдано. Однако Мейер в указанном выше сочине­нии утверждает, что взгляд этот не оказал никакого влияния — по его мнению, к вящей пользе искусства, ибо воззрение Гирта привело бы к господству карикатурности. В основе этого мнения Мейера лежит ложная мысль, будто в таких определениях пре­красного речь идет о том, чтобы дать руководство для художника. Но задача философии искусства — не предписывать художникам, как им творить, а выяснить, что такое прекрасное и как оно про­явилось в существующих произведениях искусства; она не имеет никакого желания давать правила для художников.

Помимо этого мы должны сказать по поводу мейеровской критики, что определение Гирта включает в себя также и карика­турное, ибо и карикатурное изображение может быть характер­ным; однако в карикатуре определенный характер необычайно преувеличен и представляет собой как бы характерное, доведен­ное до излишества. Но излишество не является тем, что действи­тельно требуется для характерного, а представляет собой обре­менительное повторение, благодаря которому может извратиться и само характерное. К тому же само карикатурное оказывается характеристикой безобразного, а последнее является, во всяком случае, неким искажением. Со своей стороны, безобразное более тесно связано с содержанием, так что вместе с принципом харак­терного принимается в качестве одного из основных определений безобразное и изображение безобразного. Гиртовское определение не дает нам точных указаний о содержании прекрасного, о том, что должно и что не должно быть охарактеризовано в искусстве. В этом отношении оно дает лишь чисто формальное определение, которое, однако, содержит в себе истину, хотя и совершенно аб­страктную.

Но здесь возникает вопрос, что противопоставляет Мейер гиртовскому принципу искусства, что он предпочитает? Он гово­рит лишь о принципе античных художественных произведений, который, по его мнению, содержит в себе определение прекрас­ного вообще. В связи с этим он разбирает определение идеала, данное Менгсом и Винкельманом, и говорит, что он не хочет ни отвергнуть, ни целиком принять этот закон прекрасного, однако без колебания примыкает к мнению просвещенного ценителя искусства (Гёте), так как оно является решающим и, по-видимому, ближе всего стоит к решению загадки прекрасного.

Гёте говорит: «Высшим принципом древних было значимое, но высшим достижением удачной художественной практики яв­лялось прекрасное». Вдумываясь в мысль, заключенную в этом афоризме, мы и здесь обнаруживаем два момента: содержание, суть дела, — и способ изображения. При рассмотрении художест­венного произведения мы начинаем с того, что нам непосредст­венно дается в нем, и лишь после этого мы задаемся вопросом, в чем состоит смысл или содержание этого произведения. Не при­знавая непосредственной значимости за внешней стороной произ­ведения, мы ищем скрытого в ней смысла, внутреннего содержа­ния, которым одухотворяется внешнее явление. Внешнее указы­вает нам на эту его душу. Ибо явление, которое что-то означает, представляет не само себя в качестве внешнего явления, а нечто иное. Например, значением символа и в еще большей мере басни является мораль и поучение.

Более того, уже любое слово указывает на значение и не является чем-то существующим само по себе. Сквозь человече­ский глаз, лицо, мускулы, кожу, сквозь весь облик человека про­свечивает дух, душа, и здесь смысл представляет собой нечто иное, чем то, что обнаруживается в непосредственной действи­тельности. Именно такая осмысленность должна быть присуща художественному произведению. Оно не должно казаться исчер­пывающимся данными линиями, кривыми, поверхностями, впади­нами, углублениями камня, данными красками, звуками, словами, вообще каким бы то ни было используемым материалом. Но оно должно выявить внутреннюю жизнь, чувство, душу, содержа­ние, дух, то есть все то, что мы и называем смыслом художест­венного произведения.

Этим требованием осмысленности художественного произведе­ния вряд ли сказано нечто иное и большее, чем то, что имеет в виду гиртовский принцип характерного.

Согласно этому пониманию мы имеем в качестве элементов прекрасного некое внутреннее содержание и нечто внешнее, обо­значающее и характеризующее это содержание. Внутреннее про­свечивает во внешнем и дает распознать себя посредством него, внешнее через себя указывает на внутреннее.

Однако мы не можем дальше входить здесь в подробности.

с)    Эта прежняя манера теоретизирования и установления практических правил уже круто отброшена и в самой Германии (главным образом благодаря появлению подлинно живой поэзии), и против дерзких притязаний этих наперед установленных зако­нов и широкого потока теорий стали выдвигать на первый план права гения, его произведения и оказываемое ими влияние. На основе этого подлинно духовного искусства, а также сопережи­вания и глубокого усвоения его родились та восприимчивость и свобода, благодаря которым стали ценить и понимать давно существующие великие художественные произведения нового вре­мени, средних веков или даже совершенно чуждых нам древних народов (например, индийского). Эти произведения вследствие их древности или принадлежности не похожим на нас народам имеют в себе нечто нам чуждое и необычное. Однако, принимая во внимание их общечеловеческое содержание, перекрывающее их чужеродные для нас элементы, приходится признать, что лишь предубежденная теория могла назвать их порождениями дурного варварского вкуса. Это признание художественных произведе­ний, выпадающих из круга и форм тех произведений, которые преимущественно служили основой теоретических абстракций, привело к признанию своеобразного вида искусства — романтиче­ского искусства, и стало необходимым глубже постигнуть поня­тие и природу прекрасного, чем это могли сделать прежние тео­рии. Это вызывалось также и тем, что понятие само по себе, мыслящий дух глубже познали себя в философии, что непосред­ственно привело их и к более основательному проникновению в сущность искусства.

Уже благодаря этим моментам общей эволюции мысли тот тин мышления и теоретизирования об искусстве, который был описан нами выше, устарел как по своим принципам, так и по их разработке. Лишь ученость в области истории искусства со­хранила свою прежнюю ценность, и тем в большей степени, чем больше расширился ее кругозор в результате прогресса духов­ной восприимчивости. Ее дело и задача состоят в эстетической оценке индивидуальных произведений искусства и в знании исто­рических обстоятельств, внешне обусловливающих художествен­ное произведение. Лишь такая глубокая и осмысленная оценка, опирающаяся на знание истории, в состоянии проникнуть во всю глубину индивидуального художественного произведения. Гёте, например, много написал в этом роде об искусстве и художест­венных произведениях. Теоретизирование не является целью этого способа изучения искусства, хотя он часто оперирует абст­рактными принципами и категориями и может бессознательно впадать в такого рода теоретизирование. Однако если мы не бу­дем задерживаться на этих ошибках и будем иметь в виду только конкретное изложение, то этот способ рассмотрения доставляет философии искусства те наглядные иллюстрации и подтвержде­ния, историческими подробностями которых философия не может заниматься.

Таков первый способ анализа искусства; он исходит из частных особенностей уже существующих художественных произведений.